Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся
«Родина – Россия – будущее»
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
«Без любви к Малой Родине, к её памятникам и природе
невозможно почитание и Родины Большой»
Сигурд Шмидт
2. Концептуальное обоснование программы
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать всех людей (и особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
В процессе учебной деятельности на первый план выдвигается задача формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях.
А вот чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Кризис в сфере образования, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда объявляем, что воспитываем у наших детей патриотизм? По мнению современных ученых и педагогов, оно имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.
Основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного образования, усиление роли уроков гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Но особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространств урока, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).
Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков.
В Концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. Дополнительное образование является сегодня одной из самых динамических образовательных систем – постоянно обновляется его содержание, методы, формы с детьми и подростками. Работа учителя становится творческой и интересной, именно в этой системе учитель обретает надежных партнеров и помощников в деле воспитания детей и подростков.
Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной, а главное в этой деятельности - это объединение усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привитие ему вкуса к здоровому образу жизни.
Ключевые слова
Семья – это малая социальная группа, начальная форма организации личного быта.
Как социальный институт, семья выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, социализации. Именно в семье протекает большая часть жизнедеятельности ребенка, закладываются основы его дальнейших отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Воспитание – управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий.
Среда – это то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Средой считается всё то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Поэтому первым шагом в управлении взаимодействием школы и среды является:
· изучение среды;
· выявление её воспитательных возможностей;
· поиск способов использования воспитательного потенциала среды.
Можно выделить четыре основных типа социокультурных ситуаций местности, в которых может находиться школа:
Сохранились культурно – исторические традиции и относительно высок уровень социокультурного фона (“школа в культурном центре”).
Культурно – исторические традиции сохранились, но уровень социокультурного фона низок (“школа в бывшем очаге культуры”).
Культурно – исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок (“школа в потенциальном очаге культуры”).
Культурно – исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствует (“школа в культурной пустыне”).
Учитывать возможности среды – значит принимать во внимание её свойства:
· как и в чём посредствует среда субъекту развития;
· что и как опосредует среда в развивающейся личности, в детском коллективе;
· как воздействует среда на развитие личности в моральном, социальном, психофизическом планах.
Средовый подход – совокупность принципов и способов использования воспитательных возможностей среды в личностном развитии школьников.
Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, вследствие этого, общностью культуры.
Социальная среда – категория, служащая для обозначения “совокупности общественных, материальных и духовных условий существования и деятельности человека”. Социальная среда представляет собой ту часть общественного бытия и общественного сознания, которая окружает личность и оказывает на нее определенное воздействие.
Личность складывается не просто под воздействием социальной среды, а во взаимодействии с нею. Активным связующим звеном между личностью и социальной средой выступает деятельность. В результате общественной деятельности формируется и сама социальная среда.
Социальные институты воспитания в современных условиях нашего общества включают в себя: семью, систему дошкольных детских учреждений, систему народного образования (школа, ПТУ, техникум, вуз), систему воспитательного взаимодействия в трудовых коллективах, систему воспитательного воздействия в рядах армии, систему воздействия юридических органов, систему средств массовой информации и пропаганды, систему культурно-просветительских учреждений и зрелищных заведений, систему воспитательной работы по месту жительства граждан, систему воспитательной работы в общественных и кооперативных организациях.
Взаимодействие – связь явлений; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели, решения общих задач.
Главным признаком согласованной или совместной деятельности является общая цель совместной деятельности. Именно к цели как идеально представленному общему результату стремится общность индивидов.
Партнерство – система сотрудничества, организованная на принципах равенства, добровольности, равноценности и дополнительности всех участников совместной деятельности в достижении общей цели и результатов.
Комплексная программа содержит следующие принципы:
1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удасться решать воспитательные задачи.
2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.
3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.
4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса.
Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.
3. Анализ социально-педагогической ситуации
В настоящее время в Воркуте назрела необходимость создания системы патриотического воспитания учащихся, руководство которой осуществляло бы Управление образования г. Воркуты через общеобразовательные учреждения.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории г. Воркуты, жителей города в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.
4. Цель программы
Цель программы – создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина правового демократического государства, чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, патриота большой и малой Родины.
5. Задачи программы
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
•1. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
•2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
•3. Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
•4. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей;
•5. Методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания.
6. Содержание программы
№ п/п | Направления программы | цель | Руководитель проекта, подпрограммы | участники | Сроки и место реализации | Основные дела проекта | Ожидаемые результаты |
1
| «Связь поколений» | Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. | Старшая вожатая, педагог -организатор | Городской совет школьников, учащиеся гимназии, педколлектив, родители, общество ветеранов Великой Отечественной войны, воинская часть, военкомат, общественная организация «Мемориал»,
| В течение 2008-2009 г.,
В течение 2008-2009 годов.
П.Северный, Постоянно. Апрель, 2010г. г. Воркута.
В течение 2008-2010г.г.
Май, ежегодно. | Городской этап республиканской акции «Сохраним солдатские письма». Конкурс видеороликов «Великая Отечественная война в устных свидетельствах». Акция «Мы никогда не забудем ваши имена» (посещение ветеранов на дому) Городской конкурс патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне» Продолжение » |
НАШИ КООРДИНАТЫАдрес: 169926, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 17 Телефон: (82151)54723 E-mail: Gimnaziy3@yandex.ru |